«Россия спасется крестными ходами»

dsc_0223Марш-бросок во исцеление души и тела

21 августа состоялся общеепархиальный крестный ход. Епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, духовенство и порядка трехсот верующих прошли молитвенным шествием с главной святыней епархии – Карандеевским чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» от Никольского храма районного поселка Инжавино до реки Ворона в селе Карандеевка.

Все фото с крестного хода здесь

В августе жердевский благочинный настоятель храма Александра Невского протоиерей Владимир Полулях предложил мне принять участие в крестном ходе. Признаться до того дня я не имела подобного опыта, за исключением крестных ходов, которые проводятся вокруг храмов по большим праздникам. И мне было непонятно, для чего мужчины, женщины и дети, глотая дорожную пыль, идут неизвестно куда и непонятно зачем. Но зная, что отец Владимир плохого не посоветует, согласилась на его предложение.

Что такое крестный ход

Как только машина с паломниками тронулась, держа курс на Инжавино, я задала отцу Владимиру мучивший меня вопрос: «Что такое крестный ход и для чего он нужен?».
– Если коротко, то крестный ход – это своего рода телесный подвиг, совершаемый во Славу Божию, – ответил благочинный.
Как подчеркнул отец Владимир, во время ходов нередко совершаются чудеса исцеления от болезней. Поэтому во время различных бедствий, часто являющихся наказанием за человеческие грехи: голода, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на Отечество, совершаются крестные ходы.
«Россия спасется Крестными ходами» сказал когда-то преподобный Серафим Саровский. С ним согласились многие отечественные святые, повторяя эти слова из века в век.
По сути крестный ход – это многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту, например, святому источнику, с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях и поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон. Крестные ходы бывают регулярные, то есть календарные, и чрезвычайные, как было сказано выше, во время эпидемий, войн и других особых событий.
Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы еще в библейские времена. Помните, как от крестного хода разделился Иордан и пали Иерихонские стены?
В четвертом веке нашей эры в Византии святитель Иоанн Златоуст тоже устраивал против ариан (еретиков) ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, видя колебания императора, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. Также в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов  Животворящее Древо Честнаго Креста и носили его по улицам города. Так установился праздник, получивший название  Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня.
В России первые крестные ходы были проведены 13 августа (1-го по старому стилю) 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями. С того времени они ежегодно повторялись в этот день, включая и водосвятие.
В 1892 году московский митрополит Филарет написал наставление «Как вести себя во время крестного хода»: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную. Присутствие Креста Господня и святых икон и кропление священною водою очищают воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляют темные силы и приближают светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».
Участие в крестных ходах большого числа духовенства, священных предметов, икон, верующих как бы объединяет Небо и землю, простых смертных и святых. Крестный ход составляет видимое земное, над которым витает невидимый дух благости Божией. А потому у каждого участника крестного хода возникает особое ощущение очищения души, просветления, благодати.

Карандеевская святыня

Расскажу немного о нынешнем поводе к крестному ходу, то есть о чудотворной иконе.
Помещик Павлов, получивший в свое владение село Карандеевка, задумал построить в деревне храм, но денег на постройку у него не было. Его жена часто молилась у иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и просила помощи в этом богоугодном деле. Однажды ей приснилось, что сельский староста подает ей бумагу, на которой написано: «Строй, строй мне церковь. Я тебя всю жизнь не оставлю». Внизу подпись: «Богородица». Вскоре после этого был хороший урожай гречихи. На вырученные от ее продажи деньги Павлов в 1865 году построил храм в селе Карандеевка. Там и поместили икону.
Много чудесных случаев было связано с этой иконой.
В 1932 году по распоряжению властей храм в селе  Карандеевка закрыли, чудотворную икону Божией Матери разрубили на три части и раскидали вблизи реки Вороны. Благочестивая женщина Евдокия Толстых нашла в поле у реки две части иконы. Евдокия рассказывала, что, проходя мимо, она услышала женский плач, приблизившись к тому месту, откуда он доносился – обнаружила часть иконы, вскоре нашла и другую  часть. Третью же пришлось дописать.
Весть о чудесном обретении иконы быстро разлетелась по всей округе, люди верили, что святыня оградит их от зла в годы безверия, когда церкви повсеместно закрывались. Так и случилось. Представители власти запретами, угрозами, арестами пытались вытравить веру из сердец людей, но по милости Божией, благодаря святыне, вера не угасала. Чудотворная икона объединяла людей.
С недавнего времени традицию совершать крестные ходы с чудотворным образом Богородицы возобновили.

Одежда много значит

Собираясь в крестный ход, я заранее позаботилась об удобной мягкой обуви, но по дороге в Инжавино, которая заняла порядка полутора часов, матушка Людмила в подробностях рассказала мне о том, какая одежда требуется для крестного хода. Как выяснилось, под юбку следовало надеть хлопчатобумажные рейтузы, летние стрейчевые бриджи или любые другие трико, плотно облегающие тело и пропускающие воздух, потому что в жару очень легко натереть ноги с внутренней стороны бедра. Лучше всего при себе иметь широкополую шляпу, чтобы на солнце не обгорело лицо. А чуть позже я лично наблюдала, как опытные паломники все проблемные места на ногах заранее заклеивали пластырем, а сверху надевали мягкие хлопковые носки.

Искушения – обычное дело

Накануне крестного хода меня начали посещать мысли такого характера: «Да зачем тебе это нужно? Ты и так сегодня устала (в этот день я ездила в Борисоглебск покупать все необходимое ребенку к школе), вон сколько километров за день пешком прошла! Все ноги стерла!» и так далее, и тому подобное.
Но не только меня перед ходом мучили приступы малодушия, оказывается, искушения в такие моменты – закономерность. Как рассказали мои попутчики, незадолго до подобных мероприятий всегда начинаются проблемы: то скандалы на работе или дома, то судебные тяжбы, болезни, страхи и прочие неприятности. Как писали отцы Церкви, это идет война дьявола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И враг рода человеческого искушает каждого христианина. Поэтому искушение – это проверка нас на духовную стойкость. Оно всегда бывает перед каким либо таинством или после него.

Объединенные Господом

Когда мы приехали в Инжавино, у Никольского храма уже собралось множество народу, готового по первому сигналу пуститься в нелегкий путь. Там были и знакомые из Жердевки и района. Внимание привлекла группа священнослужителей, среди которых, помимо нашего благочинного, я заметила настоятеля Сукмановского храма иерея Владимира Крючкова. Все ждали прибытия епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия.
И вот наконец архипастырь вместе со священниками, помолясь перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», установили его на носилки, которые отдаленно напоминали библейский ковчег, и вышли из храма.
От его крыльца, цепочкой за ворота и вдоль улицы, склонившись к земле, на коленях стояли паломники. А ковчег, придерживаемый за четыре конца священнослужителями, словно плыл над их головами.
После того, как позади иконы оказался последний паломник, все тронулись в путь. И в этот момент все страхи и сомнения словно остались там же – где-то позади, а на смену им пришла легкость. И действительно, казалось, что Небо в тот момент было близко с землей.
Пройдя три километра, мы добрались до Михаило-Архангельского храма в микрорайоне Терновое, откуда ранее, 24 июня, в день празднования иконы, был перенесен чудотворный образ.
Местные прихожане встречали свою святыню коленопреклоненно, после чего многие присоединились к торжественному шествию, среди них был и настоятель Вязовского храма Иоанна Предтечи протоиерей Алексей Басинских.
После десятиминутного отдыха мы вновь продолжили шествие.  Первая половина пути далась довольно легко. Я все время забегала вперед, успевая фотографировать не только паломников, но и местные красоты. Но когда до пункта назначения оставалось пара-тройка километров и издалека уже виднелся указатель «Карандеевка 1 км», силы начали меня покидать, и хотелось упасть прямо на обочину. Фотоаппарат казался неподъемным, а бутылка с водой – слишком маленькой. Все тело словно горело, а ноги становились ватными.
Я обернулась, чтобы посмотреть, как чувствуют себя остальные. И моему взгляду предстали священники, несшие икону размером почти в человеческий рост, и мужчины с хоругвями в руках – вот кому действительно было тяжело, но они и виду не подавали, что это действительно так. Мало того, они всю дорогу, ни на минуту не замолкая, прославляли Бога и Пресвятую Деву. Воодушевившись их стойкостью, и я собрала свои силы в кулак.
Когда наконец мы добрались до места обретения иконы на берегу Вороны, епископ отслужил молебен, а священнослужители погрузили чудотворную икону в реку. А верующие, как были в одежде, окунались в освященную воду.
Возвращаясь домой, я чувствовала себя словно разбитой параличом, хромала на обе ноги, да и выглядела со стороны так, будто побывала в эпицентре урагана. Но, вот чудо, не было той опустошенности, которую испытывала накануне после дня, потраченного на покупки, и хоть нынче устала гораздо сильнее, присутствовал необыкновенный душевный подъем.
Вернувшись домой, я делилась со своими близкими чувством бурной радости.
А укладываясь спать, я вспомнила все слова отца Владимира, все его разъяснения о сути крестного хода, но только теперь они были мне понятны в полной мере.

Н. Каменская
Фото автора

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *