Храм Николая Чудотворца с. Шпикулово (разрушен)

Село без храма — как дом без печи

Никольско-Кабаньевская церковь

Никольско-Кабаньевская церковь

Центром жизни человека должна быть духовность, центром жизни села должен быть храм. Храм есть дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно получить утешение и помощь, где можно попросить и поблагодарить. А самое главное – где можно соприкоснуться с Любовью, где нас всегда ждут, всегда рады нам. Храм – это частичка неба на земле. Народная мудрость гласит: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец».

Глаза боятся, а рукам некуда деваться

Не повезло жителям тех уголков, где отсутствует даже самая маленькая церквушка, поскольку они лишены благодати Божьей. К сожалению, подобных мест по России столько, что не счесть. Бесовщина (а иначе и не скажешь), прокатившаяся в 20-30-х годах минувшего столетия по нашей и без того многострадальной Родине, разрушив тысячи церквей, оставила людей без Слова Божия и Его утешения.
В разряд пострадавших попало и село Шпикулово. Примерно в 1936-37 годах там был разрушен храм. И вот спустя 75 лет селяне делают попытки к возведению нового. Но поскольку деревня духовно истощена, попытки эти неуверенные и неуклюжие. Это и понятно, ведь старики давно забыли, чем для них являлся храм, а более позднее поколение этого никогда и не знало.
Как-то в беседе настоятель храма Александра Невского отец Владимир привел в пример жителей одного села, где испокон веков стоял храм. Но однажды случилось несчастье – он сгорел. Селяне не представляли себя без Божьей благодати, поэтому, не долго думая, приступили к строительству нового, и всем миром возвели церковь лучше прежней.
В 2001 году по этому поводу в Шпикулово состоялся первый сход. Тогда появились спонсоры, готовые возвести храм чуть ли не с позолоченными куполами. Для этого народ должен был всего лишь поднять руки, голосуя «за». Но люди этого не сделали. То есть как когда-то селяне отвернулись от Бога, сделав из храма школу, так и в этот раз отвергли Его, не поддержав благое начинание. Приехавшие на тот сход представители Тамбовской епархии, побеседовав с людьми, сделали вывод, что народ не готов к появлению церкви. Например, на недавнем открытии купели людей собралось много, но проблема в том, что сюда пришли на шоу, а не на общую молитву. Во время обряда освящения осеняли себя крестным знаменьем единицы, большинство шпикуловцев лишь с интересом наблюдали за процессом. Отсутствие православного начала отмечают и педагоги местной школы. Когда в программу вводился предмет основы православной культуры, дети-то с интересом ловили каждое слово педагога, тем более священника, которого неоднократно приглашали на уроки, а вот некоторые родители восприняли новшество в штыки. Но будем надеяться на то, что еще нынешнее поколение детей услышит, наконец, колокольный звон в своем селе.
Позднее камнем преткновения для строительства стал еще и спор по поводу того, на каком месте возводить храм. Одни считают, что это не суть важно, главное, чтобы он был. Другие настаивают на том, чтобы стоял на прежнем месте. Конечно, когда мы видим разрушенный, поруганный храм, то первая реакция – восстановить все до кирпичика. И это правильная реакция, святыня должна быть восстановлена.
Однако такое решение только на первый взгляд кажется естественным и необходимым. Храм – это не только памятник архитектуры, это сложный организм, который живет по своим законам. Даже если его построили в XVIII веке, он наверняка достраивался и перестраивался в XIX веке, а то и в XX. Скорее всего, иконостасы переделывали в соответствии со вкусом и требованиями времени. Писали и переписывали стенные росписи. И если бы в советское время этот храм не закрыли, не ограбили и не разрушили, и в нем продолжались бы богослужения, то он не был бы уже стерильным образцом искусства XVIII века. В нем сочетались бы элементы разного времени, отражавшие вкусы и взгляды разных поколений, что мы и видим в незакрывавшихся храмах. Поэтому менее всего следует стремиться сделать из храма музейный экспонат. Воссоздавая его, следует хорошенько подумать: а что мы хотим иметь в итоге? Конечным результатом восстановления должно стать богослужение. Ведь, как бы мы ни ценили искусство, в церкви оно имеет вторичное значение и призвано помогать молитве, а не отвлекать от нее. Это не значит, что не важна эстетическая, художественная сторона, святые отцы утверждали, что Красота – одно из имен Бога, а потому убранство храмов должно ориентироваться на самые высокие образцы и критерии.
Сходы по поводу возведения церкви проходили в Шпикулове неоднократно, но только в этом месяце определились с местом строительства. Решили поставить храм в центре села. Правда, теперь строить его придется своими силами. И на днях состоялся субботник, в котором приняло участие около полусотни человек. Они выпилили густые заросли кленов и убрали территорию. Теперь дело стало за трактором, который в ближайшие дни должен выкорчевать оставшиеся пни и расчистит участок от фундамента давно разрушенного здания.
Получив благословение владыки, шпикуловцы на совете решили собирать с каждого дома по тысяче рублей. Однако средства собираются с большим трудом. Многие стараются найти повод для отказа: то пенсия маленькая, то деньги нужны на какую-либо покупку. И как ни парадоксально, но многодетные и малоимущие семьи мало того, что с готовностью вкладывают свою лепту, так еще и обижаются, что их не приняли в расчет. Конечно же, такими темпами средства будут собираться длительное время, ведь для возведения храма требуется как минимум порядка 1,5 миллиона рублей. Поэтому вся надежда на местное фермерство, относящееся к будущему приходу новой церкви, а это, помимо Шпикуловского сельсовета, еще и село Григорьевка, деревни Лихаревка, Булгаково, Петровка и другие близлежащие населенные пункты. Ждут шпикуловцы вложений и от меценатов, которые, к сожалению, тоже пока не спешат на помощь духовно погибающему селу.
Как заметил отец Владимир, в селах, где делают попытки строить храмы, обязательно находятся такие, кто ставит палки в колеса, пишут жалобы во все возможные органы и обращаются в суды. Могут и колеса на машине священника проколоть: «Чтоб не ездил и не агитировал». Да и винить-то их за это нельзя, как подчеркнул отец Владимир, это уже первые признаки одержимости, и с каждым годом таковых становится все больше и больше. Это не человек, а те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа – мятежные ангелы, бесы. Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм. Они же отнимают силы у стоящих в церкви, они же в данном случае препятствуют и строительству.
А кому-то просто уже не верится, что когда-то они увидят на родной земле святую церковь, поэтому, опустив руки, они равнодушно наблюдают за происходящим. Однако никто и не утверждает, что храм построится за год. Порой на его строительство уходит и по пять, и по десять лет. Но дело в том, что когда люди видят, как дело сдвигается с мертвой точки, начинают активно помогать, причем помощь порой приходит и от бывших жителей села, которые давно уехали в крупный город, обзавелись бизнесом и не прочь оказать спонсорскую помощь уголку, где выросли. Бывает и так, что высокопоставленные чиновники, видя старания людей, оказывают поддержку. Ведь не зря же гласит народная мудрость: «Помогают той лошади, которая везет». Например, в Мордовском районе, в селе Мильгуны, храм был разрушен не полностью, и селяне начали потихоньку собирать средства на его восстановление. И каково же было их удивление, когда двести тысяч пожертвовал мусульманин. Как выяснилось, жена его родом из этого села, и он посчитал, что строительство храма – благое дело, и помог. А в Сукмановке и вовсе фундамент храма заливали местные женщины, и все ради того, чтобы быстрее начались богослужения. Короче говоря, было бы желание…

Золотые слезы святыни

А ведь когда-то здесь стояла великолепная церковь с престолом Николая Чудотворца, построенная предположительно в XVIII веке. Называлась она Никольско-Кабаньевская по названию села Никольское-Кабань.
В 1910 году она была отреставрирована и, как следует из воспоминаний Т. Д. Пискловой, после реставрации стала еще красивее. За высокой кирпичной оградой виднелось высокое просторное крыльцо. Входом в храм служили большие двери, выкрашенные в зеленый цвет. А стены были розовые. Венчал всю эту красоту купол, своим блеском издалека приковывавший внимание. Войти в дом Божий можно было через западные ворота. Южные же выходили на кладбище. На территории храма располагались могилы селян из богатого сословия и семей обслуживавших церковь. Могилы изнутри были выложены кирпичом (это люди увидели потом, когда все было варварски разорено), а на них росли цветы. Числилась при храме и школа. Одним словом, церковь была несказанно богатой. Там имелись позолоченные иконы, лампады, венцы как золотые, так и простые, иконы, отделанные бисером, золотые сосуды и бархатные ризы, отороченные все тем же золотом.
А потом, в середине 30-х годов минувшего века, под нажимом властей начали собирать подписи за то, чтобы на месте храма открыть школу. Причем рьяных противников церкви насчитывалось немного, но на их стороне была государственная власть, а простых селян заставляли расписываться в принудительном порядке. Тогда велась ожесточенная борьба с Православием, и целые села ссылали в Сибирь, на Крайний Север за то, что люди сопротивлялись закрытию своих приходских храмов. Всех жителей деревни могли погрузить на баржу или товарный поезд и увезти из родных мест. Но, тем не менее, некоторые из селян отказывались подписывать этот богопротивный документ.
После долго искали тех, кто решился бы сломать дом Божий, но никто из шпикуловцев не покусился на святыню. Поэтому наняли бригаду из Ивановки. Один из участвовавших в разрушении потом рассказывал, что в подполье церкви нашли сейф с драгоценностями, которые передали в милицию, а бархатные ризы, как сувенир, достались самому рассказчику. Остальную церковную утварь погрузили на подводы и вывезли.
Ломали церковь шумно и натужно. На лугу вбили вал, на который надели колесо с намотанными на него веревками, привязанными другим концом за купол. Колесо крутили, раскачивая верх. Храм долго не сдавался, но, в конце концов, купол рухнул, и все возводимое веками великолепие превратилось в щепу.
Можно только предположить, сколько сердец оборвалось в тот момент, когда был попран дом Божий, и как осиротело обезглавленное село, когда стоявший на возвышенном месте храм и открывающиеся взору из каждого уголка села сияющие на солнце купола вдруг в одночасье исчезли в столбах пыли.
А сегодня на этом месте лишь пустырь – безмолвное напоминание о поруганной святыне.

А зачем нам храм?

Этот вопрос неоднократно слышали активисты, старающиеся сделать все для постройки его в Шпикулове. Но, как отметил отец Владимир: «Если в селе есть хотя бы одна книга черной магии, то там неминуемо присутствует пьянство, разврат и высокая смертность. А если к тому же нет еще и храма…»
Если сравнить села, в которых сохранились храмы и в которых нет, то можно заметить разницу уровня и образа жизни людей. Там, где нет храма, нет и духовности, отсутствует стремление к лучшему, отсутствует стержень жизни. Чувствуется апатия и безысходность. Там же, где есть храмы, люди стремятся к лучшему образу жизни, который проявляется и внешне, и внутренне. Есть то, что объединяет и сплачивает. Вместе с восстановлением и благоукрашением храмов восстанавливаются и благоукрашаются души людей и их семьи.
Как писал в своих работах наш современник – известный миссионер Даниил Сысоев, многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола.
К батюшке регулярно обращаются женщины, мужья которых либо гуляют, либо пьют. Когда он начинает расспрашивать нашкодивших мужей о причинах, по которым те рушат свои семьи, они все как один твердят: «Тянет, не могу ничего с собой поделать».
– Если бы они регулярно причащались и исповедовались, то и семьи были бы целы, – утверждает отец Владимир.
Над теми, кто причащается и исповедуется, злые силы не имеют власти. Поэтому именно в современном мире необходима защита. Но съездить в храм в Жердевку или даже в Демьян Бедный многие шпикуловцы не имеют возможности. Поэтому духовный центр в селе просто необходим.
Стоит только вспомнить, как несколько лет назад на подъезде к Шпикулово совершалась авария за аварией. Машины бились там с такой регулярностью, что священники вынуждены были отслужить на «дороге смерти» молебен. После этого беда отступила. А если в селе появится храм, насколько людям станет легче и в моральном плане. Ведь воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быту». Не случайно те, кто регулярно ходит в храм, несколько иные и по внешнему виду, и по душевному состоянию. С одной стороны, для них добродетели становятся естественными, а с другой – частая исповедь мешает делать серьезные грехи.
Где можно обратиться к самому прекрасному в человеке – в магазине, кино, поликлинике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встретиться с братьями. И, как утверждал всё тот же Д. Сысоев, наша совместная молитва будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Не стоит забывать и о том, что школьное образование сегодня не сосредоточено на нравственной стороне воспитания детей, а ведь у них должен быть перед глазами благой пример. Не зря же в дореволюционной России воспитанием занималась церковь, а читать дети учились не по светской литературе, а по Святому Писанию. Отсюда и высокая нравственность, и бескрайний патриотизм, и крепкие семьи, ведь церковь – сдерживающий фактор греха, а значит, и порока.
Все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, благодаря чему существуют и другие христианские народы, дает нам богослужение. В церкви мы избавляемся от гнета нашей суеты и вырываемся из паутины кризисов и войн в Божий покой. И это единственно правильное решение. Не ругательства и революции, не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир.
Хотелось бы закончить статью словами отца Владимира, сказанными сомневающимся шпикуловцам: «Если завтра здесь не будет храма, то послезавтра здесь будет мечеть!».

Н. Каменская.

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *