Протоиерей Стефан Авраамович Березнеговский

30596862В ряду исследователей прошлого Тамбовского края имя протоиерея Стефана Авраамовича Березнеговского по праву можно поставить первым. Собственно его трудами местное краеведение и началось. Жизненный выбор мальчика, родившегося 27 декабря 1797 года в с. Мосоловке Усманского уезда «от диакона (впоследствии священника — сост.) Авраамия Егорова и жены его Марии Васильевой», определила его принадлежность к духовному сословию. В 1809 году, продолжая служение деда (название места, службы которого — с. Березнеговка — явилось производным для фамилии) и отца, Стефан поступил в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1820 года. В круг предметов, подлежавших изучению семинаристов того времени, помимо церковно-практических, богословских, входили древние и новые языки, история, физика, математика, медицина, сельское хозяйство. Окончивший учебу третьим по списку (что традиционно означало и соответствующее место среди выпускников), Стефан в том же году был рукоположен во священника к больничной Александро-Невской церкви города Тамбова. До конца своих дней о.Березнеговский совмещал непро-стое пастырское служение с широкой общественной деятельностью. По замечанию биографа, «церковные и государственные награды не обошли о.Стефана, как впрочем, и служебные неприятности».
Депутат Городской Думы, директор Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета, член Духовной Консистории, эконом семинарии, член строительных комитетов — о.Стефан успевал заботиться о заключенных, утешать страждущих, выполняя требы в холерных больницах, совершать богослужения и проповедовать Слово Божие. «В характере его, — сообщает биограф, — общительном и благодушном, не было излишней идеальничающей сентиментальности, но зато преобладала чисто житейская практичность», которая, видимо и привлекала церковных и гражданских администраторов.
Но было у о.Стефана одно «непрактичное» желание, исполнению которого он посвятил немалую часть своей жизни: «…указать современным описателям Тамбовской губернии (да и жителям края — сост.), что она в древнейшие времена много представляла и представляет интересных событий, без помещения которых всеобщая Русская История не может быть полна, ясна и отчётиста». Свои труды о.Березнеговский, как некогда древнерусские книжники, оценивает весьма скромно: «Живя в Тамбове более сорока лет постоянно, я старался узнавать о старом быте Тамбова, достал о нем рукописную летопись, и, основываясь на этих фактах, от нечего делать (это при его-то загруженности! — сост.), решаюсь передать мною собранное другим. Конечно, мой рассказ о Тамбове не полон; но, по крайней мере, не все поглотит ненасытное время; а может быть, будущий историк Тамбова найдет в нем что-нибудь нужное для себя».
В местных изданиях на протяжении многих лет появляется галерея публикаций, иллюстрирующая широту исследовательских интересов автора, его эрудицию, знакомство с историческими трудами современников и предшественников. Березнеговского привлекает история края и епархии, «начало расколов и ересей», астрономические и природные явления, местная топонимика и историческая география, архитектурные сооружения и развитие духовного образования. И в каждой работе заметно желание опереться на факты, ввести в поле зрения читателей неизвестные документы, предварительно сопоставив их, рассказать о событиях по возможности точнее.
Церковно-исторические темы занимают большое место в творчестве Березнеговского. Это статьи о Тамбовской семинарии, Спасо-Преображенском кафедральном соборе, полемические заметки о месте ранения и кончины священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского. Первым среди краеведов о.Березнеговский пишет «Историю Тамбовской епархии», в которой пытается проследить исторический путь Православия в Тамбовском крае от начальных шагов Христианства на Русской земле. А так как, по мнению о.Стефана, «история Тамбовской епархии неразрывно соединена с историей народов, вошедших в состав ея», то перед читателем — своеобразный очерк истории края. Убежденный противник сектантства, о.Березнеговский на страницах Епархиальных ведомостей публикует очерк «О начале ересей и расколов в Тамбовском крае», в котором выступает более как историк-исследователь, нежели как апологет-полемист.
Стремление «сберечь необходимую связь происшествий» отличает «Некоторые исторические и статистические замечания о Тамбовской губернии», опубликованные в 1843 году в Тамбовских Губернских Ведомостях, и др. работы по гражданской истории. Среди них особый интерес представляет заметка «Где находилась Онуза, в которой останавливался Батый». Березнеговский относит местонахождение летописного городка Онузы на реку Польной Воронеж (ныне восток Тамбовской области). Именно отсюда, как сообщают летописцы, хан Батый отправил послов к рязанским князьям с требованием дани.
Конечно, современная академическая наука найдет в трудах протоиерея Стефана Березнеговского множество недочетов и даже ошибок, но, тем не менее, значимость его работ для местного краеведения сохраняется и по сей день. Своим критикам о.Стефан вполне мог бы ответить латинской поговоркой: сделал что мог, пусть другой сделает лучше.
В октябре 1867 года протоиерей С.А. Березнеговский вышел за штат, а 14 апреля 1868 скончался. К сожалению, могила его на Воздвиженском кладбище Тамбова не сохранилась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *