Лекарство от греха

 Давать обеты с умом и рассудительностью

dsc_0108Дорогие читатели, мы продолжаем нашу традиционную рубрику «Беседа с батюшкой». Нынче речь пойдет об епитимье. О том, что это такое, нашему корреспонденту рассказал благочинный Жердевского благочиния настоятель храма Александра Невского протоиерей Владимир Полулях.

– Итак, отец Владимир, что же это такое епитимья?

 – Епитимья – это добровольное исполнение верующим человеком послушания, которое наложено духовником для того, чтобы искоренить грех. Также можно сказать, что это своего рода обет, данный на определенный срок.

Для каждого человека епитимья накладывается индивидуально. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи, как милостыня, длительный пост, чтение домашних молитв, воздержание от исполнения супружеского долга, поклоны и др. Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный, например, убийство или измена супругу, то помимо основных правил, дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

 – Можно сказать, что епитимья – это наказание за грехи?

– Конечно же, нет. Не надо путать епитимью с наказанием. Это скорее духовное лекарство, средство борьбы с укоренившимися страстями.

В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные, которые легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые. По милости Божией и благодаря искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм возвращается постепенно, при помощи реабилитационной терапии. Так и душа, вкусив яд смертного греха, серьезно подрывает духовное здоровье. Вот тут-то на помощь и приходит епитимья.

– Батюшка, как священник выбирает вид епитимьи для конкретного человека?

– Добрые дела, назначаемые в качестве епитимьи, обычно противоположны совершенному греху. Например, на чревоугодника накладывается епитимья в виде поста, сребролюбцу назначаются дела милосердия, ослабевающему в вере – коленопреклоненные молитвы, рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями — более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное.

– Отец Владимир, правда ли, что с наложением епитимьи молитва дается легче?

 – Да, это действительно так. Я сам не сторонник наложения епитимьи, но однажды в моей практике был такой случай: один из моих прихожан долго боролся со страстью, срывался, снова боролся, но снова грех брал верх. Я наложил на него епитимью, и чудо произошло, он смог победить свою греховную страсть. То есть молитва стала более чистой, и появились силы для укрощения собственных желаний.

– Но если это средство действительно помогает, почему же Вы избегаете им пользоваться для исцеления душ своих прихожан?

– Часто духовные отцы желают принести пользу своим прихожанам, но сами бывают не готовы к такой сложной практике, поэтому совершают массу ошибок. Чтобы моя позиция в этом вопросе была наиболее понятна, приведу еще один пример. Как-то, будучи молодым священником, только начавшим свою практику служения, я попробовал осадить в храме слишком резвую бабушку. Пытаясь ее смирить, я велел ей прямо тут же положить определенное количество поклонов. Она беспрекословно подчинилась, но клала их с таким рвением и видом, будто напрасно страдающая мученица. А окружающие взирали на нее с сочувствием. И вместо смирения эта епитимья разожгла в бабуле гордыню. То есть моя духовная неопытность не пошла на пользу ни ей, ни мне, ни окружающим.

После этого случая я применяю такое средство как епитимья с большой осторожностью и в крайне редких случаях.

Она должна приносить пользу, заставлять человека более усердно молиться за свои грехи и привести к их раскаянию и, конечно же, должна быть по силам.

Священник, наложивший епитимью, несет перед Богом ответственность наравне со своим духовным чадом. И если последний не исполнит данного обета, грех нарушения обета распространяется и на духовника. Именно поэтому многие священники накладывают епитимьи крайне редко и лишь на тех из своих прихожан, кого они хорошо знают и могут быть уверены в том, что все будет исполнено в точности.

– Отец Владимир, какие ошибки наиболее часто совершаются в данном аспекте?

– К сожалению, после того, как стали модными паломничества по святым местам, многие приезжают из дальних поездок с наложенной епитимьей. Через некоторое время вчерашние паломники не могут вспомнить даже лица того священника, который наложил обет, или не имеют возможности вновь поехать в тот храм или монастырь, где он служит. Из этого следует, что наложенную епитимью нужно нести до конца жизни.

Кстати, во время исполнения епитимьи человек не допускается к причастию. И только после ее снятия, когда священник прочтет над кающимся разрешительную молитву, тот может причаститься Святых Христовых Таинств.

Однако многие даже не понимают значения того, что произошло. А ведь разрешить епитимью, наложенную священником, не может даже архиерей, а лишь тот священнослужитель, который ее наложил. То есть практика собирания духовников по всей стране является пагубной.

– А как должно быть правильно?

 – А должно происходить все таким образом: священник, заметив что его прихожанина мучает какой-либо грех, и тот самостоятельно избавиться от него не может, накладывает на него епитимью. Через назначенное время духовное чадо вновь приходит к священнику, который смотрит, как обстоят дела. Если результат неудовлетворительный или подопечный за время исполнения епитимьи сорвался, батюшка говорит: «Давай-ка, брат, продлим твой обет еще на месяц». Или же меняет молитвенный процесс, например, с чтения акафистов на поклоны.  То есть священник, как опытный врач, наблюдающий за болезнью пациента, подбирает наиболее подходящее лекарство.

Епитимья – это тоже лекарство, только от греха, которое должно быть дозированным. Если, например, принимать антибиотики длительное время, они перестают действовать. Так и в случае с епитимьей, она так же должна быть в меру, иначе теряет свою действенность.

Как врач должен знать фармакологию, антропологию и физиологию, так и священник должен разбираться в психологии, причем мужской, женской, детской и семейной, в социологии, в той же физиологии (чтобы не взвалить на духовное чадо непосильной задачи или наоборот слишком легкой, которая не принесет плодов) и во многих других научных и жизненных познаниях. Не зря же святые отцы называли духовную практику наукой из наук.

Сказать к слову, епитимья – это то, что может быть наложено лишь духовным наставником. Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни и образ мышления. Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.

Вопросы задавала Н. Каменская

Фото автора

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *