Святитель Феодосий, епископ Тамбовский и Пензенский

Святитель Феодосий (Голосницкий) родился в городе Казани в 1723 году. О его детстве и юности ничего неизвестно. XYIII век в истории Русской Православной Церкви — время серьезных трудностей и испытаний. Противомонашеские деяния российских правителей и царедворцев этого столетия хорошо известны. Именно тогда будущий епископ избрал для себя многотрудный иноческий путь. В царствование Елизаветы Петровны он становится архимандритом знаменитого в последствии Святогорского монастыря Псковской епархии, а 11 ноября 1761 года назначается епископом Устюжским и Тотемским. Пять лет, проведенные на Русском севере, оказались хорошей школой архипастырского служения, и 9 ноября 1766 года владыку Феодосия перемещают на Тамбовскую кафедру, которой будет отдано два десятилетия.
В кафедральный город епископ Тамбовский и Пензенский (таким тогда был титул местных преосвященных) явился, как и его далекий предшественник — святитель Питирим, без большого багажа. Природная доброта, скромность и ласковое отношение к людям были неотъемлемыми качествами характера нового Тамбовского владыки. Однако настороженность и даже враждебность встретили архипастыря с первых же дней его служения. В Тамбове оказалось множество недовольных переводом прежнего епископа Пахомия. Они даже составили прошение в Синод о его возвращении, которое подписали 106 человек. В просимом было отказано, и, более того, зачинщиков наказали. Обиженные поспешили возложить вину на владыку Феодосия, озлобились и решили приложить еще больше усилий для удаления его из епархии. Удобный случай не заставил себя долго ждать. В 1769 году вышел указ о разборах духовенства, по которому все заштатные церковнослужители подлежали зачислению на военную службу. Противники епископа Феодосия задумали сложную интригу. Замешанным оказался и воронежский губернатор Маслов. Для производства разбора он направил двух чиновников. Те, явившись в Тамбов, заявили, что владыка скрывает причетников. Это было ложью: епископ выслал 70 человек, не состоящих на службе в церквах. Чиновники забраковали их как негодных и потребовали прислать штатных. Епископ отказал, не желая оставить храмы без необходимых служителей. Видимо, этого и ожидали: в Синод направили жалобу. Вторую подали причетники, отданные в военную службу за какие-либо провинности. И, наконец, пожаловался сам губернатор Маслов, избрав поводом рукоположение епископом Феодосием в сан дьякона священнического сына Василия Алексеева, что избавляло его от солдатчины. Действия епископа толковались как неподчинение распоряжению властей. В 1770 году владыку отстранили от управления епархией без запрещения в священнослужении и назначили следствие. Недруги святителя возликовали, обрадовавшись унижению архипастыря. Городское духовенство отказалось ему подчиняться. Епископ Феодосий вынужден был переехать в Воронеж, где прожил два с половиной года до окончания следствия.
При разбирательстве могли пострадать консисторские служащие, также привлеченные к ответу. Но святитель, стараясь спасти своих подчиненных от неправедного приговора, взял всю вину на себя. Принимая близко к сердцу тяготы простых людей, владыка действительно помогал безместным клирикам. Это и было его «преступлением». Следственная комиссия, состоявшая из епископа Воронежского Тихона, архимандрита Рязанского Спасского монастыря Антония, премьер-майора Куприанова, представила материалы расследования Императрице Екатерине Алексеевне. Ознакомившись с делом, Государыня в 1773 году возвратила святителя Феодосия на кафедру. Конечно, подобные истории могли вызвать только нестроения в епархиальной жизни.
Новой бедой и в жизни страны, и в жизни епархии стало Пугачевское восстание. Объявив себя Императором Петром III, самозванец требовал царской встречи: духовенство, например, обязано было приветствовать «царя» колокольным звоном и благодарственными молебнами, противящихся ждало жестокое наказание. Многих духовных лиц позже за такие «встречи» обвинили в «измене». Только по докладу генерал-аншефа П.И. Панина 129 священнослужителей лишили сана. Святитель Феодосий употребил все свои силы, чтобы этих людей оправдали, и в 1775 году вышел манифест о помиловании.
После стольких потрясений и испытаний владыке Феодосию пришлось налаживать церковную жизнь. 70-80-ые годы XYIII века в Тамбовской епархии отмечены повсеместным строительством каменных храмов, причем, заметив, что их часто украшают неискусно, а иногда и просто неграмотно, написанными иконами, тамбовский архипастырь назначает для надзора специалистов. Епископ изыскивает средства для благоустройства Казанской обители. Употребление же денег, полученных после продажи имущества 20 упраздненных монастырей, на епархиальные нужды вызвало новый выговор Синода.
В 1779 году, как писал историк Тамбовского края И.И. Дубасов, «совершилось весьма скромное по видимому и весьма важное по существу дело. Это — открытие духовной семинарии». Императрица Екатерина II распорядилась на содержание нового духовного учебного заведения выделять 2000 рублей ежегодно. Первоначально семинария расположилась в Нижнеломовском монастыре. Строительство первого этажа семинарского корпуса позволило перевести старший класс учащихся в Тамбов.
Крайне тяжелым оказался крест архиерейского служения святителя Феодосия. Подлинное благочестие епископа, его простота, сопереживание чужой боли — были не понятны сильным мира сего. Сколько раз одинокая кибитка архиерея проезжала мимо барских усадеб к убогой избе сельского священника… Клевета, зависть, обман и предательство неотступно следовали за ним, «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2,19). Архипастырь скончался 23 декабря 1786 года. Деревянная гробница его в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе со временем обветшала, но ежегодно память о благочестивом Тамбовском епископе отмечалась торжественным служением панихиды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *