Святитель Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский

Феофил РаевО себе епископ Феофил часто говаривал: «делаю я, да будет слава Богу, а не нам». Но и его не обошла стороной земная слава: имя и дела святителя Феофила были памятны для многих поколений жителей Тамбова. Он родился в Черниговской губернии (по некоторым данным в Новгороде Северском) в 1737 году. Сиротское детство не сулило ему ничего хорошего: до зрелого возраста он вынужден был являться в архиерейскую школу босым и в драном халате. Свою фамилию — Раев — он, вероятно, получил в духовной школе. Тяжелое материальное положение не помешало ему преуспевать в учебе так, что он смог продолжить обучение в Киевской Духовной Академии. Позже он переехал к брату в Казань, но, тяжело заболев, отправился на излечение в Санкт-Петербург.
В столице он был замечен знаменитым митрополитом Димитрием (Сеченовым), который стал покровителем будущего владыки и способствовал его служебному продвижению. В Новгородской семинарии, куда он прибыл «по воле Его Высокопреосвященства» его ждала преподавательская работа. Как сообщалось в рукописи, озаглавленной «Бытность архиереев Тамбовских»: «в Новгородском Антониевом монастыре постригшись в монашество в 1762 г., обращался во учительстве сперва немецкого языка, географии и истории, коих наук там еще до толе не бывало, потом проходил учительством с нижних самых латынские все классы до богословия и пробыл всех лет во учительстве в тойже семинарии Иеродиаконом семь лет, Иеромонахом семь лет, Архимандритом и ректором девять лет». Позже архимандрит Феофил назначается настоятелем Хутынского монастыря и в 1787 году именным указом Императрицы Екатерины II призывается к святительскому служению — становится епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. Но административному таланту святителя Феофила суждено было проявиться на Тамбовской кафедре.
14 сентября 1788 года Тамбов впервые увидел своего архипастыря, среди участников торжественной встречи был и губернатор Г.Р. Державин. Незавидное наследие получил епископ Феофил: епархиальная жизнь пришла в полное расстройство, важнейшие храмовые строения города обветшали, а некоторые грозили обвалом, духовное образование делало только первые шаги и еще не смогло принести сколько-нибудь заметного плода. Размеры необходимых для исправления положения трудов многих бы могли привести в отчаяние, но не таков был епископ Феофил.
Выдающиеся духовные силы и несокрушимая энергия отличали Тамбовского святителя. Не было такой стороны в местной церковной жизни, на какую не обратил бы внимания епископ Феофил, и куда не внес бы того или иного улучшения. Прежде всего ему пришлось навести порядок в управлении епархии, наладить консисторское делопроизводство и положить конец злоупотреблениям консисторских чиновников. Размах строительных работ, проводимых при владыке Феофиле, способен был поразить современников. Особой его заботой стали монастыри. Тамбовский Казанский монастырь своим благоустройством обязан исключительно владыке Феофилу. Здесь отстроены архиерейский дом с домовой церковью, корпус для монашеских келий и консистория, колокольня, два величественных храма. Сам монастырь обнесли каменной стеной с железной решеткой и восемью каменными башнями. Украшение монастыря — Казанский храм — построен по образцу храма Саровской обители. Не меньше усердия проявил святитель и при устроении внешней и внутренней жизни Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря: за три года он был приведен в отличное состояние. Важные строительные работы проводились и в Тамбовском Вознесенском женском монастыре — в к. XYIII столетия вырос главный храм обители.
Время духовного подъема переживала при епископе Феофиле Саровская пустынь. Письма святителя, долгое время сохранявшиеся в монастыре, свидетельствовали о теплоте и доверительности в его отношениях с известным монастырем. Владыка вникает в подробности монастырской жизни, пользуется советами и помощью саровцев в хозяйственных делах, отстаивает интересы обители перед Синодом и светскими учреждениями. Здесь, в Сарове, им открыты больница и богадельня. Именно святитель Феофил 2 сентября 1793 года в Тамбове рукоположил во иеромонаха будущего великого российского старца Серафима. «По присланным просьбам от Вас все устроено и отец Серафим — иеромонах, да будет Бог с ним» — сообщал он настоятелю пустыни. Неизменной любовью отвечали ему и насельники обители.
Любимым детищем епископа Феофила стала Тамбовская Духовная Семинария, окончательно переведенная в губернский центр из Нижнеломовского монастыря. При материальной поддержке и участливом наблюдении тамбовского архипастыря было завершено строительство семинарских зданий. Много усилий предпринял он для устройства учебно-воспитательного дела, стараясь воздействовать на жизнь молодой духовной школы путем общения с учителями и учащимися, внимательным отношением даже к мелочам повседневного быта воспитанников.
Велики заслуги епископа Феофила в улучшении приходской жизни. В годы его управления епархией построено более 300 храмов. Немало сделал он для повышения дисциплины и грамотности духовенства и церковнослужителей. Иногда ему приходилось действовать весьма жестко: суровые наказания и штрафы ожидали всякого нарушителя. Но современникам святителя было очевидно, что «брал он не себе, а клал он в церковную кружку за тремя печатями», употребляя столь необходимые средства на дела строительства и просвещения, в пользу вдов и сирот.
Двадцать три года продолжалось архипастырское служение преосвященного Феофила в Тамбовском крае. Кипучая и многогранная деятельность его снискала благосклонность начальства: в 1800 году он награжден орденом св. Анны, а шестью годами позже ему пожалована панагия, усыпанная бриллиантами, делались предложения занять иную кафедру, но он остался верен своей пастве. Кончина святителя последовала 22 декабря 1811 года. Казанский храм мужского монастыря принял останки своего строителя. Ежегодно в день его кончины совершалось торжественное служение панихиды. Многие поколения жителей Тамбова хранили память о святителе Феофиле, подтверждая слова, помещенные некогда под одним из его портретов:
Ученьем, верою и жизнию твоей
Любезен твой, Феофил, образ пастве всей.
Доколе град Тамбов на тверди сей пребудет,
Трудов, подъятых в нем тобою, не забудет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *